Создатели этого сайта предлагают посетителям полную и окончательную версию интервью, напечатанного в журнале «МК-бульвар» N4 (399) 2005 год. В таком виде интервью было подписано Михаилом Мамаевым для печати. Нам очень жаль, что некоторые журналисты и средства массовой информации ищут пресловутой скандальности вместо того, чтобы интересоваться реальным человеком, придумывают про «публичных» людей всякие небылицы вместо того, чтобы хотя бы попытаться рассказать правду… Наверное, им так проще. Пусть это останется на их совести…


Михаил Мамаев:”

- Миша, глядя на вашу биографию вашу жизнь однообразной никак не назовешь – два высших образования, более десятка главных ролей в кино и на телевидении, опубликованные роман и сборник стихов… Говорят, вы и в американской армии служили, и лес сплавляли, и барменом работали за границей… Так обычно бывает с кино- и литературными героями, а в реальной жизни большинство людей живут более однообразно. Что в этих историях про вас правда, а что вымысел?
- Этого я вам не скажу. Не потому, что не хочу. Просто уже не помню, что случилось в реальности, а что – лишь на словах в разговоре с хорошенькой журналисткой, типа вас… (смеется) Но я, действительно, люблю, когда все вокруг стремительно меняется – пейзаж за окном поезда, музыка в радиоприемнике, лица в проеме двери очередного гостиничного номера… (смеется). Мне всегда хотелось, чтобы в жизни что-то интересное происходило, чтобы не было пауз. Сейчас самому смешно вспоминать, но в раннем детстве я находился под глубоким впечатлением от одной, очень популярной тогда песенки. Там были такие строки: «Старость меня дома не застанет – я в дороге, я в пути!». Я воспринял эти слова буквально и, помню, очень удивлялся, почему никто никуда не едет - родители, соседи, бабушки на скамейке у подъезда… Они что, не понимают, что им грозит смертельная опасность – Старость ходит по квартирам и, когда застает дома, немедленно пожирает! Тогда я и решил, что в жизни буду заниматься такой профессией, при которой можно много путешествовать. Я хотел стать космонавтом, шофером, военным… В конце концов Бэтмэном и спасать мир – лишь бы поменьше времени проводить дома! (смеется).
- И в результате стали актером…
- Да, так получилось…(смеется). Цыганская профессия знаете ли… У меня был один антрепризный спектакль (спектакль «Императрица», в котором М.Мамаев играл главную роль – молодого поручика, оказавшегося при дворе Великой Екатерины со всеми вытекающими последствиями… - прим.кор) – за четыре года мы сыграли его более 200-т раз от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Бишкека, от Нью-Йорка и Чикаго до Берлина и Брно… Однажды за сутки ради этого спектакля я проехал на машине в общей сложности1000 км.
- ???
- Это правда. Я сидел на съемках в мордовских лесах (имеется в виду 6-серийный фильм «Сокровища мертвых», где Мамаев сыграл главную роль – прим.кор.). Выбираться оттуда в Москву была целая проблема. Пришло время гастролей со спектаклем. Мы с режиссером фильма изучили карту, посоветовались с местными жителями и решили, что в целях экономии времени я поеду на гастроли не через Москву, а напрямую, на машине съемочной группы, и после спектакля еще успею на ночные съемки, благо, как мы подсчитали по карте, там всего-то около трехсот километров. Уже в пути выяснилось, что предстоит преодолеть не триста, а все пятьсот километров в один конец! Не буду рассказывать, как мы неслись – поберегу ваши нервы… Но за десять минут до спектакля я был в гримерной к бурному восторгу моих партнеров - Народной артистки СССР Людмилы Чурсиной, Народного артиста России Спартака Мишулина и Народного артиста России Аристарха Ливанова… Но на этом приключения не закончились. Там, в лесу, меня ждали к ночным съемкам вырвавшиеся из Москвы на одни сутки партнеры. Позвонить и предупредить нельзя – в лесу мобильные не ловили… Поэтому, пока я играл спектакль, мой водитель приварил оторванный в дороге глушитель, поспал немногого, и после спектакля мы рванули в обратный путь… На ночную съемку мы успели…
- При такой кочевой жизни сколько времени вы проводите в Москве?
- По-разному. Бывает, что устаешь от переездов, тогда сидишь в Москве по полгода. А бывает, что с вокзала заезжаешь домой принять душ и переодеться, и снова на вокзал… В первые 7 месяцев этого года, например, я был в Москве всего неделю. На все это время я переселился в Питер. Там снимался 12-серийный телефильм «Шахматист». Студия сняла мне квартиру в центре, помогла наладить быт… Даже в свободные от съемок дни я не всегда мотался в Москву. Питер стал мне настоящим домом… А роль поглотила настолько, что просто не хотелось менять декорации (смеется).
- А в стационарном театре вы работаете?
- Актеры говорят не «работаю», а «служу» в театре. И это не просто слова. Я преклоняюсь перед своими коллегами, кто, несмотря на нищенские зарплаты, сохраняет верность своим театрам, ставшим для них родным домом… У меня изначально не случилось этого второго дома… Театр имени Ермоловой, куда я пришел после окончания РАТИ, принял меня по-доброму, но ролей не дал. Помыкавшись без дела полтора сезона, я ушел… Снимали в то время крайне мало. Был момент, я даже подрабатывал частным извозом…
- Пассажиры не узнавали? Это же было уже после выхода «Гардемаринов»…
- А я гримировался… Я тогда где-то прочитал, что Де Ниро ради фильма «Таксист» «колымил» по ночам. Чтобы его не узнавали он себе что-то там приклеивал на лицо. Нет, я не Де Ниро, я другой… (смеется) Но приклеить что-нибудь на лицо тоже могу.
- Это было ради денег?
- Не только… Я набирал «человеческого материала». Мне было интересно общаться с людьми, наблюдать за ними, узнавать их истории… И самому тренироваться, разыгрывая разные персонажи, на ходу импровизировать, придумывая истории про свою «шоферскую» жизнь. Кстати, для тех, кто надумает повторить мой опыт, - это не безопасно – работать таксистом по ночам… Случаи бывали разные… Однажды, помню, сильно выпивший пассажир просто меня замучил – то туда его вези, то сюда. Мне надоело, я попытался выставить его из машины… Тогда он достал пистолет…Долго пришлось с ним возиться…
- В смысле – драться?
- Нет, зачем? Разве вы не знаете, Татьяна, что человеческая жизнь – это бесценный дар? (смеется) Я его перехитрил… Он сам вышел из машины, и как только это произошло, я сразу уехал.
- Как перехитрили, можно узнать?
- Извините, но этого я вам не скажу. Это теперь уже сюжет рассказа, и до его публикации мне бы не хотелось…(смеется) А знаете, какую самую главную пользу мне принесло занятие частным извозом? Теперь я прекрасно знаю Москву и, учитывая проблему пробок, всегда могу найти варианты объезда, и, следовательно, редко куда опаздываю…
- В прошлом вы журналист, работали в “Огоньке” с Артемом Боровиком. Значит ли это, что к журналистам вы более благосклонно относитесь чем другие актеры?
- А как к журналистам относятся другие актеры? Нет, правда, я просто не знаю… Только не говорите, что уже доходит до рукоприкладства? Если это так, то это чудовищно!!! Бедненькая, идите ко мне, я вас пожалею… (смеется)
- А можете, если вопрос не понравился журналиста выгнать?
- Ну… Это зависит от журналиста… Вообще-то мне больше нравится давать интервью молоденьким журналисткам… Чтобы, если вопрос не понравится, можно было их выгнать… В соседнюю комнату… Там у меня спальня…(смеется)
- Нет, серьезно, что, например, я должна сейчас сделать, чтобы вы меня выгнали?
- Вы провоцируете меня?! (Смеется). Если надо будет кого-то выгнать, то уж поверьте, я это сделаю. Но вы такая прекрасная девушка, что вас, просто невозможно выгнать!
- Ловлю вас на слове.
- Разве, что только завтра утром…(смеется)
- Правда, что вы журналистикой занялись после того, как в первом классе написали фантастический роман?
- Правда. Только роман занимал всего пять страниц… (смеется) Моя душа тогда уже стремилась к приключениям, к сказке… Фантазии так переполняли меня, что я придумал историю, как мы с друзьями отправляемся в космос, как строим космический корабль… При этом, чертежи корабля я тщательно вырисовывал. Увидев все это, мой отец (кстати, тогда военный журналист) решил направить мои старания в полезное русло: предложил занять журналистикой.
- Однако, роман, только уже любовный, вы все равно написали…
- Да. Когда-то в детстве я мечтал много путешествовать еще и для того, чтобы потом стать писателем, чтобы было о чем писать. И однажды я понял, что впечатлений уже так много, что просто необходимо их выплеснуть, чтобы освободить в себе место для нового… Это произошло, когда я отстал в Стамбуле от круизного корабля и трое суток добирался домой поездом. Вот тогда я и начал писать. Кончилось тем, что на четыре месяца я полностью выпал из общественно-полезной жизни…(смеется). Отключил телефон, постригся наголо… Я вернулся в мир только после того, как в третьем варианте романа была поставлена точка.
- Как он называется?
- «…и возьми настройщика деревьев!»
- Интригует…
- Это история одной любви. О том, что все с нами происходит не просто так, все имеет смысл… Даже деревья шелестят не просто так – кто-то настраивает их, чтобы нам нравилось, и чтобы птахам было легче петь… И как только этот кто-то оказывается рядом с нами или внутри нас, жизнь обретает особый смысл и наполняется самыми яркими красками…
- Издание романа принесло вам прибыль?
- Да. Но после всего выше сказанного об этой книге неужели вы думаете, что вопрос прибыли для меня тогда был так уж важен?
- А если бы вы издавали ее сейчас?
- Я не ханжа и к деньгам отношусь реально и по-взрослому. Издание книг, так же как съемки фильмов – это бизнес… Твои гонорары так или иначе отражают твой успех… Но нельзя всегда и везде думать только о деньгах. Например, фильм «Возвращение», насколько мне известно, задумывался создателями не как коммерческий проект. Просто нескольким зрелым мужчинам захотелось рассказать своим подрастающим детям одну историю… Теперь этот фильм знают все…
- Роман вышел, когда вам было 24 года. Правильно я подсчитала?
- Вы напрасно подсчитываете. В Интернете я осознанно ушел от даты своего рождения.
- Скрываете свой возраст?
- Зачем напоминать Старости, что через некоторое время ей придется постучать и в твою дверь? Она ведь, наверняка, тоже читает газеты и шарит по Интернету…(смеется) А время летит так быстро… Намного быстрее, чем нам кажется…
- Дорогу в кино вам проложила Светлана Дружинина. Как вы познакомились?
- Нас свел случай. В тот вечер мы с актерами в ресторане ВТО отмечали очередной спектакль “Калигула”, где я играл одну из главных ролей. Вели себя довольно шумно: читали стихи, пели песни, шутили. Я так был увлечен всем этим, что не заметил, как к нам подошла эффектная энергичная женщина. Сначала я не узнал ее, подумал, что человек подошел тоже что-то спеть… (смеется) Но потом выяснилось, что это режиссер Светлана Дружинина и что она хочет со мной познакомиться.
- В других интервью вы рассказывали о вашем стрип-танце на столе. Якобы из-за этого Дружинина вас и заметила...
- Богатая фантазия журналистов – особая тема. Если она безобидна и никого не оскорбляет – ради бога – фантазируйте, господа…
- Тогда чем же вы зацепили Дружинину, что она решила сделать из вас гардемарина?
- Не знаю… Может, одеждой? (смеется) Я тогда одевался очень броско – у меня было несколько ядовито-ярких маек и шикарные штаны в черно-белую широкую полоску, сшитые на заказ – все знакомые завидовали! Но с другой стороны и стихи мои были ничего – не даром при первом появление в «Гардемаринах» князь Оленев-младший читает мои стихи (смеется), что априори было бы невозможно, если бы Дружининой эти стихи не нравились.
- Говорят, у Светланы Дружининой тяжелый нрав, не каждый способен с ней долгое время общаться. Какие у вас сейчас с ней отношения?
- Кто говорит? Покажите мне этого человека – через пять минут он откажется от своих слов… (смеется) И вообще, где вы видели красивую женщину с легким характером? Я немедленно сделаю ей предложение руки и сердца…(смеется) Дружинину я очень люблю. Она – мои первые киношные университеты. Да и вообще… Это великая женщина, честное слово! Посмотрите, что она сейчас творит – кино-эпопея «Тайны дворцовых переворотов» - это же титанический труд! Она начала это все поднимать еще когда денег на кино в нашей стране вообще не было. И многие актеры снимались у нее просто в долг… А Сколько звезд в эпизодах – это о чем-то говорит?
- Вы ведь тоже там снялись?
- Да, в нескольких сериях в роли поручика Бутурлина. И, надеюсь, еще поснимаюсь – есть у Светланы Сергеевны планы на этот счет…
- А с Жигуновым и Харатьяном общаетесь?
- Как вам сказать… Я понимаю, многим поклонникам сериала о гардемаринах, где у нас такая дружба, хотелось бы, чтобы и в жизни было так же. Но кино на то и кино… Ребята были моими первыми кино-партнерами, я многому у них научился… Но дружба – это ведь что-то гораздо большее, чем искренне радоваться друг другу при случайных встречах в Доме кино и на фестивалях…
- Последняя ваша работа в кино - сериал “Шахматист”. Какой имидж вам сегодня ближе: романтичного гардемарина или просчитывающего все ходы, прагматичного Павла?
- Если бы я стремился поддерживать имидж, то до сих пор был бы постаревшим на 10 лет гардемарином. Но у меня все роли абсолютно разные. И потом Павел – не такой уж прагматик. Он тоже когда-то писал стихи. Но на войне бросил…
- В вас самом больше романтизма или прагматизма?
- Я не бегу от жизни, принимаю ее такой какая она есть. Поэтому во мне есть и романтизм, и прагматизм, и масса всякой другой ненужной всячины…(смеется)
- А на жизнь сейчас чем зарабатывает романтик-прогматик Михаил Мамаев? Что является для вас основным источником дохода?
- Эй, девушка, а вы, случайно, не переодетый налоговый инспектор?
- А у вас какие-то комплексы по этому поводу?
- Конечно! Кому понравится, что в его логово забрался коварный налоговый инспектор, пусть даже и такой очаровательный, как вы! Тем более, что я действительно – только вы никому не говорите! – укрыл от налогов пару десятков миллионов баксов, полученных в прошлом году за несколько эпизодов в сериале «Таксистка – 2»(смеется) .
- Вот я слышала, что у вас коммерческая фирма есть...
- Да, но это связано с государственной безопасностью, поэтому, пожалуйста, больше никому об этом не рассказывайте… (смеется).
- А к деньгам как вы относитесь: бережно или транжирите?
- Мне очень нравится тратить деньги, но транжирой меня не назовешь. Транжира – это тот, кто сорит деньгами направо и налево, не считаясь с реальной стоимостью вещей. А я, как правило, знаю цену тому, за что плачу и не люблю переплачивать…
- А на понравившуюся девушку какую можете сумму потратить?
- Не знаю… Так вопрос никогда не вставал… Честно говоря, девушки, отношение которых к тебе зависит от потраченных на них денег, мне не интересны. Пока… Но зарекаться не буду – все мы стареем, а девушки привлекательнее обычно молодые и цветущие…(смеется)
- Вы всегда так нервничаете?
- А я нервничаю?
- Да.
- Значит, это вы на меня так действуете. Или кофе – перед вашим приходом я выпил чашку крепч

Сайт управляется системой uCoz